О Фонде

Некоммерческая организация Фонд культурных проектов и исторического наследия Нижегородской области «Бетанкур» является благотворительным институтом, чья деятельность сосредоточена на развитии культурно-делового потенциала Нижегородской области, поддержке значимых социокультурных проектов, популяризации исторического наследия, формировании пространства межотраслевой коммуникации.

Августин Бетанкур

А. А. Бетанкур

Фонд носит имя выдающегося российского государственного деятеля, ученого, архитектора, строителя, инженера-механика, одного из организаторов транспортной системы Российской империи Августина Августиновича Бетанкура (родился в 1758 г. в Испании на острове Тенерифе).

А. А. Бетанкур был одним из самых разносторонне образованных людей своего времени. В возрасте 25 лет он демонстрировал подъем в воздух первого в Испании воздушного шара, а в 26 лет стал академиком изящных искусств. В 1787 г. Бетанкур блестяще окончил Парижскую школу мостов и дорог, проявив особый интерес к проблемам создания машин и механизмов для возведения зданий, мостов, портовых сооружений, строительства дорог и каналов, рудников и шахт. В 1788 г. его назначили директором Королевского кабинета машин в Мадриде, который он возглавлял в течении 15 лет.

В 1799 г. Бетанкур был назначен генеральным директором путей сообщения Испании. Он взялся за переустройство системы путей сообщения в стране, основал Мадридскую школу инженеров дорог, каналов и мостов. В 1798 году на Бетанкура была возложена разработка технологии очистки каменного угля, организация в Испании корпуса инженеров путей сообщения, а также сооружение совместно с часовщиком А. Л. Бреге оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом.

В 1800 году Бетанкур назначен генерал-инспектором корпуса инженеров путей сообщения и членом финансового управления, в 1801-м — руководителем Генеральной инспекции дорог и каналов при Королевском кабинете Испании, а в 1803 году — интендантом армий и главным директором почт.

В 1808 года Бетанкур был представлен императору Александру I и принят на российскую службу в чине генерал-майора с зачислением в свиту Его Императорского Величества и причислен к ведомству путей сообщения. Он внес огромный вклад в градостроительство, промышленность, а также в развитие транспортной и инженерной системы Российской империи.

Имя Бетанкура связано с возведением Исаакиевского собора и Александрийской колонны на Сенатской площади. Именно он пригласил тогда еще мало известного Огюста де Монферрана, создал инженерный проект и руководил технической частью строительства будущих символов Санкт-Петербурга. Под руководством Бетанкура в Петербурге были налажены водопровод и канализация, проложен Обводной канал, вдоль Невского проспекта впервые были устроены тротуары с масляным освещением. Вместо ветхих деревянных мостов через Неву, по указанию и проекту Бетанкура, были возведены новые, в том числе Каменноостровский, который устоял во время страшного наводнения 1824 года, описанного Пушкиным в поэме «Медный всадник». По его проекту возведена и оснащена специально сконструированным оборудованием ассигнационная фабрика «Экспедиция заготовления государственных бумаг» в Санкт-Петербурге (фабрика «Гознак»), разработана уникальная технология изготовления ассигнаций с водяными знаками.

Девушка с кувшином
«Девушка с кувшином» (другие названия — «Молочница», «Царскосельская статуя», «Перетта»)

Первым проектом А. Бетанкура в России стал знаменитый фонтан «Девушка с кувшином» в Екатерининском парке Царского Села (скульптор П. П. Соколов), сооруженный в 1810 году у подножия единственного на территории парка родника.

Еще одним знаковым сооружением, возведенным по проекту Августина Бетанкура, стал московский Манеж, для которого инженер сконструировал уникальное перекрытие из 45 стропильных ферм, опирающихся на несущие стены. По сохранившимся авторским чертежам удалось восстановить обрушившуюся в 2004 году в результате пожара крышу.

В ноябре 1818 года генерал-лейтенант А. А. Бетанкур был назначен Главным директором Управления водяными и сухопутными сообщениями (путей сообщения) и занимал этот пост до сентября 1822 года. С первых дней работы он обеспечил продолжение начатого еще в 1817 году строительства Московского шоссе Санкт-Петербург—Новгород—Москва. Находясь на этой должности, он заложил основы построения и реконструкции каналов, поддержания в рабочем состоянии судоходных рек, возведения через водные преграды мостов разнообразных конструкций, в том числе, висячих, разработал системы водоснабжения Царского Села и Казани. По проекту Бетанкура в 1821 году был сооружен плашкоутный «бетанкуровский» Исаакиевский мост через Неву и береговые устои по линии «Исаакиевский собор — здание 12 Коллегий», по образцу которого впоследствии возводились другие наплавные мосты через Неву и ее рукава.

Генеральный план Нижегородской ярмарки, 1817 год

Осенью 1816 года Бетанкур был назначен председателем Комитета по переносу Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород. Весной 1817 года он прибыл в Нижний и утвердил выбранное для строительства место на Стрелке Оки и Волги, чтобы суда с товарами могли приставать прямо к лавочным корпусам, однако не согласился с первоначальным архитектурным решением, в связи с чем принялся за проектирование ярмарочного ансамбля и системы коммуникаций самостоятельно.

3 ноября 1817 года решением Комитета министров Российской империи Бетанкур получил в «единственное и независимое распоряжение… всю строительную часть означенной ярмарки». Целью строительства было объявлено «создание лучшего торгового комплекса в Европе… производством которого я полагаю оказать истинную заслугу России».

Весной 1818 года началась закладка ярмарочных строений. С этого момента и до открытия ярмарочных торгов в 1822 году Бетанкур проводил в Нижнем Новгороде каждое лето и лично руководил работой на всех стадиях строительства.

Главный ярмарочный дом
Главный ярмарочный дом (Нижний Новгород, XIX век)

По его указанию напротив ярмарки был возведен «инженерный дом», где жили сотрудники. Близ села Гордеевка он наладил работу трех кирпичных заводов, выпускавших до 3 млн. кирпичей ежегодно. Параллельно работам на ярмарке А. Бетанкур в 1819 году разработал для прибрежной части города регулярный план с определением мест для будущих каменных и деревянных строений. К концу 1820 года по его эскизному проекту был отстроен Нижегородский тюремный острог.

В 1819 году А. А. Бетанкур лично разрабатывает проект реконструкции нижней части города, а в 1823 году (совместно с В. И. Гесте) — Генеральный план Нижнего Новгорода, высочайше утверждённый в январе 1824 года.

А. А. Бетанкур скончался 14 июня 1824 в Санкт-Петербурге и был погребён на Смоленском лютеранском кладбище, но в 1979 году его прах и надгробие были перенесены в Некрополь XVIII века (бывшее Лазаревское кладбище) в Александро-Невской лавре.

Войти

Добро пожаловать!

Короткий приветственный текст
Присоединяйтесь!